Мы хотим, чтобы наши дети были счастливы, здоровы, хорошо питались и становились успешными. Мы хотели бы, чтобы они получали высокие оценки и поступали в хорошие колледж или университет.
Но в глубине души мы хотим больше всего воспитать таких детей, которые были бы добры и милосердны. Дети, которые бы сделали выбор, в сторону того, чтобы любить другого человека, отдавать, а не брать, быть понимающими и принимающими боль и горечи других. Вот это тот характер, который мы хотим видеть у наших детей, и это стоит больше, чем любой трофей, золотая медаль, табель успешных оценок или даже новость о поступлении в колледж.
Не поймите меня неправильно — замечательно видеть, как наши дети достигают целей и преуспевают в своих талантах. Но когда вы видите, что ваш ребенок помогает кому-то в повседневных делах, сопереживает сверстникам, когда что-то происходит в их жизни, стремится на помощь, когда случается беда, вы могли бы испытывать гордость. Гордость не только за его большие или совсем незначительные успехи в учебе, гордость за его человечность.
Опытный семейный коуч Эми Маккриди пишет: «Если вы хотите развивать больше доброты в характере своих детей, вот несколько стратегий, которые помогут :
1) Один из лучших способов дать детям практику доброты в реальном мире — это служить другим. Быть волонтерами сердца. Всей семьей стать волонтерами в приютах для животных, в детских больницах, или просто помогать школе, в которой учится ваш ребенок, или классу в его организационных повседневных делах. Когда дети осознают, какое влияние они могут оказать на окружающую действительность, помогая другим, у них формируется уверенность в себе способность сопереживать, не стесняясь своих благородных поступков.
2) Участвуйте в случайных актах доброты. Эта концепция настолько сильна, что существует даже международный день Доброты, 13 ноября — Всемирный день доброты». Когда то в Японии организовалось «Всемирное движение доброты», которое собрало единомышленников движения доброты из разных стран – волонтёров и добровольцев, которые из года в год действуют по всему миру и своими делами вдохновляют людей на совершение добрых поступков. И сегодня присоединиться к ним могут все желающие совершить добрый, искренний, благородный поступок. Согласно исследованию психологов и врачей из разных стран, люди, которые ежедневно совершают добрые дела, лучше чувствуют себя и физически, ощущают свою жизнь более гармоничной, обладают лучшим иммунитетом. «Пусть ваши дети видят, что вы совершаете случайные акты доброты и поощряете их делать то же самое — без обещания вознаграждения или чего-либо взамен . Это отличный способ научить детей тому, что им нужно распространять щедрость и доброту в своем мире» — пишет Маккриди.
3) Формируйте сопереживание. «Когда мы учим наших детей «вставать на место другого», «пройтись по его пути» и видеть вещи с точки зрения другого человека, это меняет то, как они смотрят на мир. Помогите своим детям правильно настроить свое чувство сочувствия и эмпатии, и соединить его со здоровым пониманием доброты. Начните с разговоров, таких как: «Я заметил, что наш сосед сегодня очень медленно двигался к своему почтовому ящику. Оказывается, он повредил ногу. Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы помочь ему?» Вы можете даже говорить об этом, приводя просто примеры, такие как: «Предположим, что в классе новый ученик. Он не знает никого. Как ты думаешь, что он будет чувствовать? Что ты можете сделать, чтобы помочь ему почувствовать себя более комфортно в школе и быть вовлеченным в дела класса?» По мере того как ваши дети тренируются, они будут лучше и лучше читать эмоции и распознавать поведение. А также научаться превращать эти знания в доброту для окружающих людей. Это умение, которое будет хорошо служить им на протяжении всей жизни.
4) Научите своих детей тому, что у каждого человека за плечами есть своя жизненная история. Нам легко реагировать соответствующим образом на чье-то поведение, особенно плохое поведение, осудив его, сделав свои поспешные выводы. Важно научить наших детей, что в каждом человеке всегда есть что-то большее, чем этот акт поведения, который мы наблюдали в тот или иной момент, и что все это, кажется на первый взгляд предосудительным. Напомните своим детям, что прежде, чем судить, необходимо понять.
Может быть, та девочка-троечница, что в школе, отчаянно нуждается во внимании и ей необходима помощь в учебе. Научите своих детей смотреть на поведение других с иных точек зрения и вместо того, чтобы судить, подумайте о том, «почему?». «Интересно, почему мой одноклассник так часто злится. Я не думаю, что он плохой человек, вероятно, в его жизни происходит что-то более серьезное, чем мы думаем. Когда мы помним, что каждый из тех людей, которых мы знаем, имеет свою отдельную повседневную жизнь , мы с большей вероятностью будем судить меньше и больше сопереживать».
В заключение я хочу привести слова Эмми, которые мне показались очень важными: «Чувство причастности возникает у ребенка благодаря позитивному вниманию со стороны тех, кто наиболее важен для него в жизни. Дети чувствуют эмоциональную связь с вами и приобретают уверенность в своем месте в семье. Не имея этого, они прибегают к плачу, показной беспомощности, капризам и постоянному вмешательству в ваши разговоры и дела, чтобы добиться внимания и ощущения причастности любым способом. Чувство собственной важности возникает, когда ребенок ощущает, что может в определенной степени контролировать свою жизнь и вносить значимый вклад в общие дела семьи. В ином случае он противится любым вашим решениям, устраивает истерики, если что-то идет не так, как он хочет, полностью игнорирует ваши требования и огрызается, чтобы почувствовать, что имеет над вами какую-то власть. Когда у ваших детей есть твердое ощущение причастности и собственной важности, у них пропадает необходимость добиваться этого негативными путями — например, плачем или сопротивлением». — из книги Э. Маккриди. «Мама, я сам».
Приобщайте детей делать добро, совершать полезные поступки, стремиться быть человечными и тогда проблемы поведения не будут давать о себе знать.