Некоторые специалисты считают, что с окончанием каждой консультации мы переживаем смерть в миниатюре (Maholick and Turner, 1979).Подобное сравнение несколько драматично, но оно показывает, какое важное значение имеет завершение любого консультирования. Одним людям трудно сказать слова прощания. Другие просто уходят, ничего не говоря. Некоторые медлят, стараются оттянуть прощание. И именно эти клиенты и проявляют достаточно сложное поведение в вашей с ними совместной работе.
Конечно, по поведению клиента к консультации можно предсказать, как она закончится. Консультация может представлять и конфликты клиента, связанные с расставанием. Окончание – важный компонент консультирования, которым часто пренебрегают те клиенты, которые очень восприимчивы к отказам и часто воспринимают завершение консультации, да и работы в целом, как состояние покинутости и брошенности. Более остро это воспринимается ими, как оскорбление, которое может вызвать в них сильные эмоциональные реакции и, следовательно, их непредсказуемое поведение. Обычно, такое «обиженное» поведение обусловлено их собственным представлением о жизни, тем опытом, который они получили в детстве, и, конечно же, их представлением о том, что они способны контролировать все, и даже вашу последующую жизнь. Не забывайте, что вы тоже имеете правовую защиту.
Очень важно вовремя перейти к заключению отношений в работе. Когда приходит время закончить встречу, или в целом работу, клиенты часто начинают думать, чувствовать и вести себя определенным образом, который дает психологу-консультанту ключи к пониманию определенных проблем в поведении клиента и, возможной, его психопатологии. Если клиент не признает, что встреча завершена, консультант должен встать и проводить клиента до двери, сопровождая окончание встречи соответствующим прощанием, к примеру: «Мы с вами закончили, всего доброго» или «Всего хорошего».
Однако, наверняка, в профессиональной деятельности каждого консультанта, встречались клиенты, которые оттягивали завершение встречи, или полностью процесс вашей работы с ними. Такие клиенты, в некоторых случаях захватывают контроль над завершением консультации или работы в целом. Очевидно, на каком-то этапе уместно выяснить, какими мотивами руководствуется клиент при оттягивании завершения работы или встречи. Как правило, время завершения встречи четко определено и временем и оплатой консультации, поэтому не следует позволять клиенту нарушать эти правила. Если клиент продолжает нарушать правила, стоит поговорить о вашем с ним расставании. Это необходимо сделать, поскольку он отбирает время не только у вас, но и у других посетителей, которые пришли вслед за ним.
Слова, сказанные клиентом в самом конце консультирования, уже, когда он поднимается со стула, подходит к двери или выходит из кабинета, называются «словами у двери». И они могут содержать самые разнообразные послания. В моей практике, в основном это были слова благодарности, и лишь единичный, совсем недавний случай, слов угрозы.
Временные ограничения важны как в плане практического удобства, так и для интерпретации. Нужно вовремя начинать и заканчивать консультирование ради вашего собственного профессионального благополучия. Если клиент нарушает временные рамки (постоянно опаздывает или оттягивает завершение встречи, проговорите ему о том, что работа ваша с ним ограничена во времени и пространстве. Вы не всеведущи, вас ждут другие клиенты, и дополнительное время не возместит всех трудностей, о которых он рассказывает.
Независимо от того, насколько удачно или неудачно, по мнению клиента должна закончиться ваша с ним работа, вам необходимо преодолеть попытки клиента изменить ее регламент. Если вы этого не сделаете, клиент может расценивать дополнительное время как особое внимание к себе, не стремясь это время оплачивать. Ведь именно болезненная потребность в особом внимании может быть особой проблемой, которой стоит заняться.
Жизнь не всегда бывает легкой и простой, так же как и окончание работы с клиентом, следовательно, своим отказом, вы тем самым сообщаете навязчивому клиенту: «Я действую по правилам, если даже они вам и не нравятся, я надеюсь, что вы сможете измениться. Однако, я не волшебник и не могу изменить ради вас целый мир».
По материалам работ John Sommers-Flanagan and Rita Sommers-Flanagan.