Все дети могут беспокоится по любому поводу. Они могут переживать, что им необходимо каждое утро выходить из дома в детский сад или в школу, на прием к врачу или на тренировку. Но когда мы смотрим на ребенка и видим тревогу в его глазах, мы хотим успокоить его и снизить его чрезмерное беспокойство, которое уже стало неотъемлемым переживанием в его повседневной жизни.
Что мы делаем? Во-первых, мы используем логику и приводим аргументы доказывая, скорее самим себе, почему наш ребенок должен идти в детский сад или на тренировку. Но он не двигается с места. Мы заверяем его, что все будет в порядке. «Ты ведь веришь мне, правда?» — спрашиваем мы. Ребенок кивает, но через несколько секунд мы слышим, как он шепчет: «Пожалуйста, не заставляй меня идти». Через некоторые время многие родители начинают испытывать гнев, и ребенок уже слышит угрозы: «Если ты не пойдешь, будут серьезные последствия! Никакого планшета в течение дня!» Ребенок смотрит на вас, как будто вы заставляете сделать его нечто ужасное. Он выходит из дома, он побежден. А вы чувствуете себя ужасно.
Если это звучит знакомо, знайте, что вы не одиноки. Большинство родителей двигают горы, чтобы облегчить боль своего ребенка. Родители детей с беспокойством двигали целые планеты и звезды. Больно смотреть, как ваш ребенок беспокоится о ситуациях, которые, честно говоря, не кажутся нам такими страшными. На самом деле для сознания вашего ребенка эти ситуации действительно являются угрожающими. И даже воспринимаемые угрозы могут вызвать реальную реакцию нервной системы. Мы называем эту реакцию тревожной, и я это хорошо знаю.
Несмотря на то, что для снижения беспокойства нет единственного решения на все случаи жизни, существует множество отличных методов, которые могут помочь вам в управлении переживаниями, многие из которых просты в изучении.
Беспокойство существует уже миллионы лет! Люди всегда волновались. Если взглянуть в прошлое, пещерный человек находился в постоянном напряжении, потому что ему необходимо было защитить себя и свое потомство. Беспокойство — это форма защиты. Волнение предупреждает нас об опасности и позволяет нам быстро реагировать на нее!
Немного беспокойства — это хорошо. Небольшое беспокойство может защитить нас от неприятностей и предупредить вашего ребенка от нежелательных действий, например, прикосновения с горячей плитой во время приготовления первых кексов.
Есть древние и молодые части мозга, которые играют разные роли. В старой или древней (по эволюции) части вашего мозга находится командный центр беспокойства. В новой части вашего мозга находится центр мышления.
Каждый раз, когда вы сталкивается с новой или тревожной ситуацией, они затрагивают оба центра — и ваше беспокойство, и ваше мышление.
Когда ваш ребенок волнуется, вы, исходя из вашего пережитого опыта, считаете, что ему не о чем беспокоиться и говорите: «Поверь мне, не о чем беспокоиться!» Готово, да? Ребенок нас услышал и успокоился. Мы бы все хотели, чтобы все было так просто. Почему же ваше заверение не улавливают уши ребенка? На самом деле это не уши являются причиной, ваш тревожный ребенок отчаянно хочет вас услышать, но мозг не позволяет ему сделать это. В периоды беспокойства происходит стремительный выброс химических веществ и нейропсихических нейронных передач, выполняющих в нашем теле функции выживания в стрессовых ситуациях. Один очень важный нюанс заключается в том, что префронтальная кора — или более логическая часть мозга человека – снижает свои функции, уступая, более автоматизированному эмоциональному (древнему) мозгу, который берет верх.
Другими словами, вашему ребенку очень сложно ясно мыслить, использовать логику или даже помнить, как выполнять основные задачи в таких ситуациях. Что вы должны делать? Прежде всего не пытаться рационализировать беспокойство вашего ребенка.
1. Прекратите стараться успокоить своего ребенка.
Остановитесь. Сделайте паузу и сделайте глубокий вдох сами и покажите, как дышать своему ребенку. Глубокое дыхание может помочь отменить реакцию нервной системы – «готовности к атаке».
Посочувствуйте. Беспокойство страшно. Ваш ребенок хочет знать, что вы чувствуете его переживания и понимаете их.
Оцените ситуацию. Как только ваш ребенок будет спокоен, пришло время выяснить возможные решения.
Успокойтесь. Отпустите свою вину, вы опытный родитель, дающий своему ребенку инструменты для управления собственным беспокойством.
2. Обратите внимание ребенка, почему беспокоиться тоже хорошо.
Помните, что беспокойство достаточно сложный психологический процесс. Если ребенок будет вдобавок думать, что со мной что — то не так, чувство беспокойства будет усиливаться с каждой проблемной ситуацией. Многие дети даже развивают тревогу по поводу своей тревоги. Научите своих детей тому, что беспокоиться, по сути, имеет смысл и почему нам дано это переживание природой.
Когда древние люди охотились и собирали еду, в окружающей среде для них всегда существовала опасность, и волнение в ситуации опасности помогало им избегать нападения хищников. В наше время нам не нужно бегать от хищников, но у нас остается эволюционный навык, который защищает нас – это беспокойство.
Беспокойство — это механизм защиты. Беспокойство вызывает тревогу в нашей нервной системе и помогает нам выжить в ситуациях опасности. Научите своих детей, что беспокойство абсолютно нормально, оно может помочь защитить нас, и каждый из нас испытывает это состояние время от времени. Со временем наша система начинает различать ложные тревоги и организм научается реагировать адекватно.
3. Создайте символ беспокойства для своего ребенка. Как вы, вероятно, знаете, игнорирование тревоги не помогает. Здесь вам помогут техники игровой терапии и сочинительство сказок. Создайте таких героев, которые «способны» будут контролировать беспокойство вашего ребенка. Любой, придуманный персонаж, который олицетворяет тревогу. Ребенок может нарисовать его сам или вы нарисуете его вместе. Он живет в старом мозге, который несет ответственность за нашу защиту, когда мы в опасности. Конечно, иногда наш герой немного выходит из-под контроля, и когда это происходит, мы должны поговорить с ним и успокоить его. Вы можете использовать эту идею с кукольным животным или даже играть в ролевую игру дома.
Персонификация беспокойства или создание персонажа имеет много преимуществ. Это может помочь демистифицировать эту «страшную» физическую реакцию ребенка, когда он волнуется. Это может активировать логический мозг, и явиться инструментом, который ваш ребенок может использовать самостоятельно в любое время.
4. Научите своего ребенка мыслить позитивно. Помните, что беспокоиться — это способ мозга защитить нас от опасности. Наше сознание часто преувеличивает объект беспокойства (например, мы думает, что видим змею на дороге вместо палки). Возможно, вы слышали, что научить наших детей думать более позитивно, является эффективным способом успокоить их заботы. Но лучшим средством для искаженного мышления является также так называемое критичное мышление. Попробуйте метод, который мы называем 3D:
• Поймайте свои мысли . Представьте, что каждая мысль, которая летает над головой находится в пузыре или шаре. Теперь поймайте одну из обеспокоенных мыслей вроде «Никто в школе не любит меня».
• Соберите доказательства: Затем собирайте доказательства, подтверждающие или отрицающие эту мысль. Научите своего ребенка не судить о том, о чем он беспокоится, основываясь только на чувствах. Чувства — это не факты.
• Вызовите свои мысли: лучший (и самый интересный) способ сделать это — научить ваших детей вести дебаты и приводить опровержения.
Примечание: более подробно этой методике дети обучаются на моих занятиях.
5. Позвольте им беспокоиться.
Как вы знаете, говорить своим детям, чтобы они не беспокоились, не помешает им продолжать беспокоиться. Если бы ваши дети могли просто отбросить свои чувства или выключить их, они бы это сделали. Но позволять вашим детям беспокоиться открыто, в ограниченных дозах, может быть даже полезно. Создайте ежедневный ритуал под названием «Время для беспокойства», который длится от 10 до 15 минут, можно и меньше. Со временем эта игра перестанет быть необходимой. Во время этого ритуала поощряйте своих детей к выпуску всех своих забот в письменной форме. Вы можете сделать мероприятие забавным, украсив альбом беспокойства (для девочек) или тетрадь беспокойства — «Комиксы» (для мальчиков). Во время беспокойства нет правил относительно того, что представляет собой действительно беспокойство — все правильно. Когда время закончится, закройте альбом или тетрадь и попрощайтесь с беспокойством на целый день.
6. Научите внимательности в настоящем времени.
Дети всегда переживают за будущее, за то, что может произойти, растрачивая свои эмоциональные силы в настоящий момент на тревожные переживания. Как я буду одна выступать на сцене? Как я один останусь дома? Как я войду в этот класс? Как я смогу сдать этот экзамен? И так далее. На самом деле, мысленно мы проводим много времени в будущем. Для тех, кто испытывает беспокойство, этот тип ментального путешествия во времени может усугубить беспокойство. Наши «путешественники во времени» обычно спрашивают: «Что, если я не смогу открыть свой шкафчик и надо мной будут смеяться?» «Что, если никто не поговорит со мной сегодня?»
Возвращение ребенка к настоящему моменту может помочь смягчить эту тенденцию беспокойства о будущем. Один из эффективных способов сделать это — практиковать упражнения внимательности в настоящий момент. Внимательность переносит ребенка из неопределенного будущего к тому, что происходит сейчас. Чтобы сделать это, помогите ребенку просто сосредоточиться на своем дыхании в течение нескольких минут и рассказать, что он видит перед собой.
7. Избегайте избегать всего, что вызывает беспокойство.
Ваши дети хотят избежать социальных событий, собак, школы, самолетов или в основном любой ситуации, вызывающей беспокойство? Как родитель, вы помогаете им это делать? Конечно! Это естественно. К сожалению, в конечном итоге избегание ухудшает ситуацию.
Итак, какова альтернатива? Попробуйте метод, который называется лестницей. Дети, которые умеют справляться со своими переживаниями, разбивают ее на воображаемые куски. Метод «Лестница» использует концепцию так называемого разбивания, получая постепенный терапевтический эффект для достижения цели.
Скажем, ваш ребенок боится сидеть на качелях в парке. Вместо того, чтобы избегать этой деятельности, создайте мини-цели, чтобы приблизиться к более крупной цели (например, идите к краю парка, затем войдите в парк, идите к качелям и, наконец, очутитесь на качелях). Вы можете использовать каждый шаг, пока экспозиция не станет слишком легкой; вот когда вы знаете, что пришло время перейти на следующую ступеньку по лестнице.
8. Помогите им работать через контрольный список.
Что делают подготовленные пилоты, когда они сталкиваются с чрезвычайной ситуацией? Они не паникуют и не прыгают с парашютом с самолета; они обращаются к подготовленным контрольным спискам. С первых лет обучения в летной школе каждый пилот работает через контрольный список, потому что, находясь в экстремальной ситуации, иногда трудно четко мыслить.
Когда дети сталкиваются с беспокойством, они чувствуют то же самое. Почему бы не создать контрольный список, чтобы у них был пошаговый способ успокоиться? Что вы хотите, чтобы они сделали, когда они впервые почувствовали тревогу? Если дыхание помогает им, то первым шагом является пауза и дыхание. Затем они могут оценить ситуацию. В конце концов, вы можете создать контрольный список четких действий для своего ребенка, чтобы обратиться к ним, когда они чувствуют беспокойство.
9. Практика Самосознания.
Наблюдение за своим ребенком, который страдает от беспокойства, может быть болезненным и расстраивающим. Нет ни одного родителя, который не задавался вопросом в тот или иной момент, являются ли они причиной беспокойства их ребенка. Но беспокойство часто является результатом множества факторов (генов, физиологии мозга, болезней, темперамента, факторов окружающей среды, прошлых травматических событий и т. д.). Просто имейте в виду, что вы или ваше поведение не обязательно являются причиной формирования беспокойства вашего ребенка. А если, вы все-таки уверены в том, что часть вашего поведения транслируется на вашего ребенка, то вы в состоянии помочь ему и себе преодолеть это.
На пути к более здоровой жизни для всей семьи, практикуйте самосознание. Помните, вы не одиноки, и вы не виноваты. Пришло время отпустить изнурительную самокритику и простить себя. Наделите своего ребенка навыками устойчивости.
Вы можете узнать больше о формировании навыков устойчивости на наших встречах.