Вопреки мнению некоторых родителей и большинства производителей игрушек, дети не нуждаются в изобилии игрушек или широком разнообразии внешнего окружения для своего интеллектуального развития. Напротив, наиболее благоприятной для оптимального когнитивного роста ребенка является умеренно обогащенная среда, в которой дети получают возможность играть со стимулирующими их развитие предметами. Поэтому небольшое опережение в стимулировании развития ребенка положительно сказывается на его развитии, а слишком сильное — дезориентирует его. — Grace J. Craig. Human Development.
Родительская чуткость и доступность стимулирующих игровых материалов влияют на успешное развитие ребенка в большей степени, чем изобилие игрушек. Доя того чтобы дети могли полностью развить и проявить свои способности, они должны расти в отзывчивом социальном окружении. Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие.
Большинство специалистов рекомендуют сбалансированную программу развития ребенка — даже для потенциально одаренного. Они напоминают родителям и другим, воспитывающим детей, взрослым, что дети нуждаются:
1. В безопасной и предсказуемой среде (для того чтобы они могли научиться предвидеть события и осуществлять выбор).
2. В близких и прочных отношениях с добрым и отзывчивым взрослым, чутко реагирующим на интересы и потребности ребенка.
3. В отношении к себе как активному участнику семейных взаимоотношений, а не как к пассивному объекту воспитания.
4. В доступном пространстве для исследований, в разнообразных предметах для игрового манипулирования и обществе других детей для наблюдения, подражания и общения.
Сбалансированное сочетание этих факторов создает стимулирующую когнитивное и речевое развитие среду, поощряющую, а не сдерживающую природную любознательность ребенка. Такая среда прививает ребенку тягу к активному исследованию, которая будет помогать ему в развитии и обучении на протяжении всей его жизни.