В психологии есть такое мнение, что человек состоит из пережитых моментов и воспоминаний. Именно жизненный опыт определяет набор качеств, которыми он обладает.
Память – это то, что формирует саму суть человеческого опыта. Пока все ее функции далеко не изучены, однако понятно, что самый сложный механизм, лежащий в основе работы сложнейшего и новейшего компьютера, ноутбука, планшета или телефона, не сравнится с возможностями человеческой памяти.
Профессор психологии, эксперт в вопросах изучения функций памяти Роберт Бьорк выделил десять основных моментов, которые необходимо знать о таком сложном механизме, как память.
1. Память хранит всю информацию
Каждому знакомо состояние, когда очень нужно вспомнить какое-то событие или факт из жизни, но никак не удается это сделать. Отсюда можно сделать вывод: информация имеет свойство стираться из памяти. Но, оказывается, это не так. Человеческая память хранит абсолютно всю информацию, полученную за целую жизнь. Просто надо знать механизм, помогающий вытащить их наружу. Одним из таких механизмов является, например, гипноз, под влиянием которого человек может вспомнить абсолютно все.
2. Забывание является предохранительным механизмом
Представьте ситуацию, когда необходимо вспомнить, где на огромной стоянке припаркована ваша машина. Если бы память не была избирательной и не помогла сразу же мысленно нарисовать картинку этой стоянки, вы вспомнили бы все те парковки, которые когда-либо видели в жизни, и, конечно же, не нашли бы свою машину. Но в вашей памяти всплывает именно та стоянка, на которой была оставлена машина, так как она стала последним зафиксированным в памяти местом, где вы ее видели. Таким образом, память обладает предохранительным механизмом, позволяющим мыслить избирательно. Этот принцип действует для всех наших воспоминаний. Как правило, недавние события являются более приоритетными для человека, чем произошедшие давно. Таким образом, память защищает наше сознание и психику от огромной нагрузки.
3. Забытые факты и воспоминания можно оживить
Человеку свойственно забывать информацию, но она никуда не девается из подсознания, и в любой нужный момент можно оживить все воспоминания. Они доступны даже тогда, когда вам кажется, что вы никогда в жизни их не вспомните. Эксперименты показали, что даже та информация, которая была получена много лет назад, подлежит восстановлению. Причем существует четкая взаимосвязь: чем сильнее были эмоции во время определенного события, тем легче оно поддается восстановлению в памяти.
4. Память избирательна
Фундаментальные знания, полученные человеком, остаются неизменными. А вот о каких событиях помнить, а что поскорее забыть – поддается управлению лишь усилием человека. Это связано с эмоциональной сферой. Если вы пережили событие, вызвавшее у вас негативные эмоции, то постараетесь о нем как можно скорее забыть. И наоборот, если произошедшее было радостным, вы помните о нем очень долго.
5. Память – гибкий механизм
Если человеку хочется что-то забыть, то память поможет это сделать, вытеснив негативное событие подальше в подсознание и заменив его на более приятное. В то же время механизм памяти достаточно непредсказуем. Почему мы иногда помним то, что так хочется забыть? Этому есть два объяснения: либо это событие было эмоционально окрашенным, либо вы в свое время приложили очень много усилий для того, чтобы запомнить эту информацию. Второй пример можно отнести, скажем, к прилежному студенту, который очень долго и усердно учил материал перед экзаменом. В таком случае он будет помнить его еще долгое время даже после окончания учебы.
6. Провалы в памяти
Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой провала в памяти. Предположим, вечером перед сном вам в голову пришла какая-то очень важная мысль. Тут же встаньте и хотя бы в тезисах изложите ее на письме. Иначе утром вы рискуете не то что суть не вспомнить, авообще забыть о том, что такая мысль была. Происходит это по той причине, что психика за день очень перегружена информацией, поэтому включается определенный механизм, и, чтобы не перегружать сознание, память просто забывает мысль.
7. Запоминание зависит от контекста
Те, кто работал когда-то с детьми, знают одну простую истину. Во-первых, они не могут долгое время концентрировать свое внимание на одном виде деятельности, а значит, плохо запоминают материал. А во-вторых, запоминают они гораздо лучше, когда материал подан в интересной и понятной для них игровой форме. То же происходит и в старшем возрасте. Вспомните учебу в университете. Были преподаватели, после лекций которых вы, выйдя из аудитории, не помнили, о чем шла речь. А были и такие, чьи лекции вы помните до сих пор. Это происходит потому, что человеку свойственно быстрее запоминать интересную и по своему содержанию полезную информацию.
8.Память нужно развивать
Порой случается так, что мы можем мгновенно вспомнить какое-то событие, а иногда мучительно копаемся в недрах памяти и никак не находим нужное. Происходит так в большинстве случаев, когда та информация, которую мы пытаемся вспомнить, была получена как бы между делом, то есть вы не прилагали никаких усилий к запоминанию. Чем больше сведений вы получаете, тем лучше работает память, но не мимолетных, а в процессе длительного обучения. Например, зачем маленьких детей заставляют учить стихотворения? Делают это с целью развития возможностей памяти.
9. Память не любит монотонности
Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо запомнил заданное в школе стихотворение, не стоит заставлять повторять его много раз подряд, гораздо эффективнее после нескольких прочтений отвлечься на другое занятие. После короткой паузы нужно вернуться к стихотворению и повторить его еще несколько раз. Это так называемая перезагрузка. Отвлекаясь на другое занятие, вы активизируете процессы памяти, и запоминание, во-первых, будет происходить быстрее, а во-вторых, выученное таким образом стихотворение запомнится надолго.
10. Ваша память – в ваших руках
Люди недооценивают потенциал своей памяти, а также возможности управлять ею и развивать. Например, они склонны думать, что память – врожденное свойство и невозможно научиться запоминать лучше. Однако это не так. Люди также думают: все, что было в прошлом, невозможно изменить.