В чем состоит суть исследования телесно-когнитивной сферы ребенка?

Исследование телесно-когнитивной сферы предполагает исследование когнитивных функций в широком их понимании и с учетом неврологического статуса ребенка. В отличие от диагностики с использованием бумаги и карандаша данное обследование преимущественно направлено на тело, и мы говорим о телесно-когнитивных функциях. Оцениваемые функции обычно называют корковыми или высшими психическими функциями. И их следует рассматривать в соответствии с принципами нейропсихологии и неврологии.

В педиатрической практике такое обследование детей с нарушениями развития обычно рассматривается врачами как исследование элементарных функций нервной системы. Следовательно, по их мнению, именно на этом и заканчивается их работа. Подобная точка зрения не учитывает достижений, которые были достигнуты классической клинической нейропсихологией и поведенческой неврологией. В результате, в ходе обследования упускаются принципиальные  диагностические возможности в отношении ряда нарушений развития. Такое отношение осложняет также сотрудничество с психологами, нейропсихологами, реабилитологами.

В качестве примера можно привести обследование гностико-праксической сферы  по методу Berges реабилитологом, направленный на оценку праксиса и не позволяет судить о состоянии элементарных двигательных навыков, эту оценку могут сделать только неврологи, поскольку они основываются на исследовании двигательных функций. Однако, если, если эти тесты выполняются не слишком удачно, то ребенок возможно, не может управлять своим телом либо у него недостаточно сформированы кинестетическое  чувство и представление о схеме тела, которые все вместе относятся к гностико-праксической сфере. В подобных случаях важно обратиться к психологу, чтобы он оценил состояние пространственных представлений у ребенка.

Исследование телесно-когнитивной сферы применяется врачом преимущественно с целью первичного обследования. Однако основные задания часто применяются психологами и нейропсихологами, реабилитологами (эрготерапевтами, кинезиотерапевтами) и логопедами в том числе.  Это дает возможность сформулировать запрос к психологу, реабилитологу и логопеду, которые проводят углубленное собственное тестирование. Понимание речи, внимание, восприятие, зрительный гнозис и пространственные представления – это те функции, о состоянии которых невролог после проведенного осмотра получает общее представление. Лучше, чтобы их детальное исследование осуществлялось психологом и логопедом. Постановка синдромального и топического диагноза может осуществлять коллегиально. То, какие задачи при обследовании будет решать тот или иной специалист, решает вся команда профессионалов.

Источник: Charles Njiokiktjien/Developmental dyspraxias and related motor disorders