Эллиот Аронсон определил «социальную психологию как науку, изучающую социальное влияние, имея ввиду, влияние одного человека (или группы) на другого». Является ли агрессия врожденной, то есть частью самой природы человека? И можно ли уменьшить проявление агрессии?
Дать ясное определение агрессии можно, лишь попытавшись разобраться в ее проявлениях и определить те аспекты обыденного определения, которые указывают, например, на напористость человека, который стремится что-то доказать, от аспектов, связанных с деструктивностью его поведения. Иными словами следует провести различие между поведением, приносящим вред другим людям, и безвредным поведением. Таким образом, Эллиот Аронсон определяет агрессивный поступок как поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред и боль другому человеку.
Является ли агрессия врожденной? Джон Пол Скотт утверждал, что «врожденной потребности сражаться с другими и мстить не существует», — Эллиот Аронсон «Общественное животное»., Введение в социальную психологию. – 261 стр., а значит, инстинкта агрессии не существует также. Леонард Беркович, один из специалистов человеческой агрессии, «убежден, что люди существенно отличны от не-людей в том, что в их агрессивном поведении более важную роль играет научение». То есть агрессия формируется, к сожалению, в той среде, где растет ребенок, она не врожденная, однако она переплетается с другими врожденными свойствами, которые изначально являются позитивной платформой для формирования адекватного социального поведения и трансформируются или искажаются в процессе воспитания.
В психологии агрессия у людей описывается как сложное взаимодействие между врожденными склонностями и, усвоенным у других, поведением. Поэтому воспитание человека и его поведение обусловлены его культурой, семейными установками, и отличаются друг от друга по параметру агрессивности. Например, пачкающий белье малыш, выражающий тем самым протест отцовскому воспитанию, и его отец, физически наказывающий своего сына за неопрятность, — оба проявляют агрессивное поведение по отношению друг к другу, модели которого отличаются по параметру агрессивности. К сожалению, такое взаимодействие циклично и передается из поколения в поколение. И отец, и его ребенок демонстрируют агрессию, как результат научения, который демонстрировался и продолжает демонстрироваться в семье.
В состоянии ли такое выражение агрессии принести какую-либо пользу человеку? Нет, конечно. Большинство людей, находясь в состоянии фрустрации или гнева, неспособные контролировать свое поведение, испытывают нечто близкое к снятию напряжения, когда «выпускают пар» в виде рукоприкладства, угроз, клеветы или шантажа. Однако, снижают ли подобные агрессивные действия потребность в дальнейшей агрессии? Агрессия не снижается, если она сформирована изначально.
Когда кто-то вызывает у агрессора гнев, разрядка враждебности определенными негативными действиями по отношению к выбранной «жертве» может улучшить состояние агрессора на некоторое время, но не снизить враждебности. Дело в том, что у людей агрессия зависит не только от испытываемого ими напряжения – что они чувствуют – но и от того, что они думают. А это гораздо серьезнее, поскольку деструктивные мысли, вызывая негативное эмоциональное состояние являются основой для формирования агрессивных поступков. Отчего это происходит? Когда один человек наносит вред другому, все это запускает в движение когнитивные процессы, направленные на оправдание собственной агрессии.
Существует принципиальная разница между тем, что человек испытывает гнев, и тем, что он его выражает, собственно, в деструктивной манере. Это уже действия. Агрессию могут формировать такие состояния, как гнев, раздражение, боль, обида, но самый главным «подстрекателем» агрессии является фрустрация. Если движение человека к некой цели блокируется, то возникшая, в результате этого, фрустрация увеличивает вероятность агрессивной реакции. Исследования Джеймса Кулика и Роджера Брауна (285) показали, что «наиболее резко фрустрация выражена тогда, когда высоки ожидания относительно цели и когда продвижение к цели остановлено…»
Одним из аспектов социального научения, который может затормозить агрессию, является тенденция к принятию на себя ответственности за свои действия. В норме она сформирована у большинства социально адаптированных личностей. Но что происходит, если эта ответственность не сформирована? Проявляя агрессию, как косвенную, так и явную, такие люди обладают пониженным самосознанием, эгоистическими интересами, и, следовательно, они с меньшей охотой принимают ответственность на себя в своих действиях, обвиняя окружение.
Каковы шаги в направлении уменьшения агрессии? Формирование эмпатии по отношению к другим людям. Если верно, что агрессивные личности для совершения агрессивных действий в отношении собственных детей или других людей прибегают к их дегуманизации, например, принижают, подавляют, обвиняют их, то, формируя в людях эмпатию к близким и другим людям, можно предотвратить совершение агрессивных действий в любой форме. Однако формирование это должно происходить в воспитании ребенка как можно раньше.
Норма и Сеймур Фешбах (300) в своем исследовании продемонстрировали, что, чем больше эмпатии существует у человека, тем меньше он прибегает к агрессивным действиям. Позже Норма Фешбах разработала метод обучения эмпатии и успешно провела его воздействие на агрессивное поведение.
Существует великое множество способов взращивать и стимулировать человеческую эмпатию, как сопереживание другому человеку, понимание его эмоционального состояния, готовность оказать ему поддержку. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий, оно, именно, является врожденным чувством, которое развивается в дальнейшем в семье, через отношения родителей к детям и друг к другу. Жизненный опыт ребенка может усилить или ослабить эмпатию, которая зависит от способности близких поддерживать и растить это замечательное чувство, которое является настоящим подарком, дарованным человеку природой.
По материалам работ Эллиот Аронсон. Общественное животное. Введение в социальную психологию. Москва, 1999 г.