Имеет ли письмо от руки такое важное значение?
Перевод статьи Марии Конниковой «What’s Lost as Handwriting Fades»
Не очень много, по мнению многих педагогов. В общих базовых стандартах, которые были приняты в большинстве государств, главное для обучения писать разборчиво, но это оказалось важным только в детском саду или первом классе. После этого акцент быстро переходит к навыкам печатать на клавиатуре.
Но психологи и нейробиологи говорят, что сейчас слишком рано объявлять письмо от руки в качестве пережитка прошлого. Новые данные позволяют полагать, что связи между рукописным письмом и продуктивным развитием имеются.
Дети не только научаются быстрее читать, когда они сначала научились писать от руки, но они также в большей степени способны быстрее генерировать идеи и сохранять информацию. Другими словами, важно не только то, что мы пишем, но и то, как качественно мы это делаем.
«Когда мы пишем, уникальная нейронная цепь активируется автоматически,» говорит Станислас Деан, психолог в Коллеж де Франс в Париже. «Существует ядро распознавания жеста в процессе написания слова, своего рода отражение мысленного моделирования в вашем мозге.
«И мне кажется, что эта схема является так называемым, уникальным способом, которого мы, до сих пор, не понимали», он продолжил: «Обучение облегчается.»
Качество почерка в настоящее время упала в государственных школах, и это может быть плохо сказаться на юных умах.
В процессе исследования в 2012 году, Карин Джеймс, психолог в Университете Индианы, высказала поддержку этой точке зрения. Детям, которые еще не научились читать и писать, были представлены буквы или фигуры на карточках, и их попросили воспроизвести в одном из трех способов: посмотреть изображение на странице с пунктирным контуром, нарисовать его на пустом листе бумаги, или ввести его на компьютере. Затем каждый из испытуемых ребят был помещен в «brain scanner» (МРТ) и им снова было показано изображение.
Исследователи обнаружили, что начальный процесс дублирования имел интересные результаты. Когда дети прибегали к письму от руки, то проявлялась повышенная активность в трех областях мозга, которые активируются у взрослых, когда они читают и пишут: левая веретенообразная извилина, нижняя лобная извилина и задняя теменная кора.
В другом случае, дети, которые вводили изображение на компьютере или печатали на клавиатуре, не показали такого эффекта. Активация коры была значительно слабее.
Д-р Джеймс обнаружила различия, присущие свободной письменной форме: «В свободной письменной форме, мы не только должны сначала планировать, но затем и осуществлять действия, однако, когда мы осуществляем свои действия по контуру, такого активного результата, который мы обнаружили в первом случае, не наблюдалось.
Это разница сама может быть средством обучения. «Действия, когда ребенок производит так называемое письмо «не на чистовик», сказала д-р Джеймс, «могли бы помочь ему научиться.» Карин Джеймс, психолог в университете Индианы, используется МРТ , чтобы увидеть, как почерк влияет на активность детского мозга.
Наш мозг должен понять, что каждая возможная итерация (организация обработки информации), скажем, «не то же самое, как мы видим это уже написанным». В конечном итоге, каждому из нас способному расшифровать некий беспорядок, это более чем полезно, чем видеть тот же самый готовый результат неоднократно. «Это один из первых демонстраций мозга изменяемого в процессе описанной практики», сказала д-р Джеймс.
В другом исследовании, доктор Джеймс сравнивает детей, которые физически образуют буквы, с теми детьми, которые только смотрели, как другие делают это. Ее наблюдения показывают, что. Фактически, это просто некие усилия, которые осуществляют моторные пути мозга и, таким образом, уступают в преимуществе учебному письменному навыку.
Описанный результат выходит далеко за рамки восприятия и опознавания графического изображения буквы. В своем исследовании Вирджиния Бернинджер, психолог из Университета Вашингтона, показала, что печать, осуществляемая набором текста на клавиатуре и скоропись, связаны с различными и отдельными участками мозга, и каждый приводит к отличному друг от друга, отдельному результату. Когда дети пишут текст от руки, они не только постоянно и быстрее воспроизводят больше слов, по сравнению с тем, что они сделали на клавиатуре, но и выразили больше идей. И сканирование мозга в этом случае подтвердило, что связь между письмом и генерации идей дает нам еще больше результатов. Когда детей попросили придумать идеи для композиции, те, кто владел лучшим почерком, демонстрировали повышенную нервную активацию в местах, связанных с рабочей памятью, что и увеличивало общую активацию при чтении и письме.
При дисграфии, состоянии, при котором способность писать нарушается, иногда после травмы головного мозга, дефект может проявлять себя в любопытной форме: у некоторых людей, скоропись остается относительно незатронутым, а в других, сохраняется навык так называемого печатания.
Образцы почерка молодых детей. Д-р Джеймс обнаружила, что, когда дети писали от руки, у них проявлялась повышенную активность в трех значимых областях мозга, чего не было обнаружено, когда они прослеживали буквы по контуру или прослеживали письмо, отпечатанное на машинке. Кредитная Карин Джеймс
В алексии, или нарушении способности чтения, некоторые люди, которые не могут обрабатывать печать, все еще способны читать скоропись, и наоборот. Предполагая, что два режима восприятия написанного, вовлекают отдельные и различные нейронные сети, способные, таким образом, привлечь больше когнитивных ресурсов, чем было бы в случае использования единого подхода.
Доктор Бернинджер заходит так далеко, для того чтобы предположить, что письмо (или рукопись) может тренировать способность самоконтроля, таким образом, что других способов написания просто нет, и некоторые исследователи утверждают, что это может быть даже путем к лечению дислексии. Исследование 2012 года предполагает, что рукопись может быть особенно эффективной для людей с дисграфией — трудности управления движениями в процессе формирования письма — и что это может помочь в предотвращении зеркальности и инверсии букв.
Рукописный шрифт (письмо) или нет, однако выгода от написания от руки выходят уже за пределы детства. Для взрослых, процесс набора текста на клавиатуре, может быть быстрой и эффективной альтернативой обыкновенному письму, но, наша эффективность и способность обрабатывать новую информацию при этом может снизиться. Более того, мы распознаем письмо лучше, когда мы заучиваем информацию посредством письма, поэтому, активизация памяти при этом, воспроизведение информации и способность к обучению, в целом может принести пользу.
Психологи , Пэм А. Мюллер из Принстона и Даниэль М. Оппенгеймера Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, сообщают, что и в исследовательских и реальных классах, студенты учатся лучше, когда они делают заметки от руки, чем тогда, когда они печатают их на клавиатуре. В отличие от прежних исследований, новые исследования показывают, что процесс конспектирования лекций от руки позволяет студенту обрабатывать содержимое лекции и переосмыслять информацию. Таким образом, осуществляется процесс отражения и процесс когнитивных манипуляций, которые могут привести к лучшему пониманию и кодирования информации в памяти.
Не каждый эксперт убежден, что долгосрочные преимущества письма от руки являются столь значительным, как это описано выше. Тем не менее, одним из таких скептиков, Йельский психолог Пол Блум, говорит, что новое исследование предоставляет, по крайней мере, пищу для размышлений. «Во время письма, сам акт его воспроизведения заставляет вас сосредоточиться на том, что важно», отметил он и добавил, после паузы: «Может быть, это поможет вам лучше думать.»
Мария Конникова является действующим писателем для The New Yorker в онлайн и автором “Mastermind: How to Think Like Sherlock Holmes.” Версия этой статьи появилась в печати 3 июня 2014, на стр. D1 издания New York.