Плохое поведение часто является следствием того, что дети подвергаются стрессу, а наказание в таких случаях — не самое лучшее решение.

Наш характер формируется благодаря самоконтролю. Нам кажется, что ели бы у наших детей была сила воли и уравновешенный характер, они могли бы хорошо себя вести и сопротивляться искушениям. Но это не так. Нашим детям нужна сформированная саморегуляция, как инструмент, чтобы понимать и управлять своим стрессом и собственной энергией, а значит, добиваться успеха в жизни.

Понимание различия между саморегуляцией, то есть саморегулированием своего поведения и самоконтролем имеет важное значение для понимания того, как помочь нашим детям. Ни один ребенок не является «плохим» в том качестве, в котором нам описывают наших детей другие, когда мы выслушиваем жалобы о поведении. Любой ребенок, встретившись с нашим пониманием и терпением, способен руководствоваться нашими советами и правилами, которые приведут его к успешному поведению. Но стереотипы «трудного ребенка» слишком часто сбивают нас с пути терпеливого родителя и заставляют сомневаться не только в своих способностях, но и в возможностях своего ребенка.  Когда мы принимаем от других, а потом и транслируем негативные суждения о наших детях на них, мы просто ошибочно смещаем вину за наши собственные эмоции и собственную неуверенность на «природу», темперамент, характер наших детей.

Знания, которые нам открывает нейропсихология рассказывают, почему мы ведем себя так, как мы ведем, и, что более важно, почему так трудно порой вести себя так, как мы хотим, как это приемлемо в обществе. И здесь на первый план выступает роль лимбической системы, поскольку она является источником наших сильных эмоций и побуждений. Она также играет важную роль в формировании функций памяти, а также эмоциональных ассоциаций, которые у нас есть и которые связаны с нашими воспоминаниями. Эта система является основой того, как мы реагируем на угрозы и запреты, на поддержку и награды, на любовь и заботу. Однако эта система в значительной степени вне нашего сознательного контроля, включая и контроль над собственными детьми.

Дети, которые находятся в состоянии эмоционального возбуждения, могут иметь чувствительную лимбическую систему и слаборазвитые лобные доли, которые отвечают за самоконтроль эмоций и поведения. Они реагирует на «угрозы», даже тогда, когда их нет. Дети, которые хронически подвергаются эмоциональным переживаниям, воспринимают нейтральные лица, как враждебные. Это означает, что дети, которые реагируют с враждебностью или уходят в себя, скорее всего, демонстрируют внешние признаки эмоциональной перегруженности и усталости. В таких ситуациях правильным является с нашей стороны, признать наличие этих признаком, эмоционально тепло откликаться на них, вместо того, чтобы использовать угрозы или наказания, винить их за поведение, таким образом, ухудшая их состояние.

Природа создала нас такими, чтобы, начиная с первых дней жизни ребенка, родители могли выполнять заботливую и воспитательную функцию, формируя общий эмоционально-теплый канал общения между матерью и ребенком. Он поддерживается прикосновениями, взглядами, улыбками, голосом и, самое главное, общими положительными эмоциями. Это то, что помогает ребенку в дальнейшем развить способность контролировать свои эмоции, успокаивать себя, формировать инструмент саморегулирования, который останется с ним навсегда и позволит ему справляться со стрессорами в своей жизни.

Предоставление теплого, заботливого ухода на раннем этапе жизни ребенка может пройти долгий путь по направлению к устойчивому навыку управления стрессом. Но это не означает, что родители несут исключительную ответственность за способность ребенка адаптироваться. Даже дети, которые наслаждались теплым воспитанием родителей, могут также иметь проблемы с саморегуляцией. Вот почему важно понять, как это работает и как можно помочь родителям.

1. Научитесь слушать своих детей и наблюдать за ними, их поведением — это первый и, возможно, самый важный шаг к формированию саморегуляции.

Большая часть ваших обязанностей в качестве родителя включает в себя изучение того, как понимать поведение своего ребенка, которое вы, если бы не уделяли этому внимание, отмечали бы тревожным или раздражительным. Если вы научитесь читать знаки и узнавать их по тому, как они проявляются – как сигнал системы при наступившей эмоциональной перегрузке, вы сможете противостоять своему желанию обвинить своего ребенка или наказать его. Понимание поведения ребенка, как следствие реакции на стресс, а не преднамеренное неправильное поведение с его стороны, а также способность слушать своих детей и наблюдать за ними, их поведением — это первый и, возможно, самый важный шаг к формированию саморегуляции.

2. Определите стрессоры, которые влияют на ваших детей.

Напряжение, раздражение у детей часто связано с разочарованиями в отношениях, школьной/дошкольной работе и других необходимых ежедневных действиях. Но стресс также может быть скрыт и иметь биологические источники. Например, некоторые дети сильно реагируют на даже незначительный шум, свет или незнакомый запах, и это может вызвать постоянные проблемы в их жизни, которые могут быть скрыты от вас, а они не могут вам это объяснить. Они также могут скучать, сидя в процессе ожидания чего-либо или кого-либо, испытывая напряжение. Им необходимо двигаться, играть, веселиться. Стрессоры могут исходить из многих источников — биологических, эмоциональных, когнитивных и социальных областей, поэтому важно учитывать все эти факторы.

3. Уменьшить эти стрессоры.

Удивительно, но как просто сокращение источников стресса может быстро изменить поведение ребенка. Ребенок, который может быть чувствителен к шуму, свету или текстуре мебели, названный «проблемным ребенком», полностью может изменить свое поведение при незначительном затемнении света в классе.

Как только источники стресса будут вами определены, гораздо легче помочь нашим детям избежать их, или смягчить их, насколько это возможно, например, переместив ваш обед на более раннее время или затемнив свет, или обнять их после того, как они потерпели неудачу на контрольной в школе.

Иногда снижение стресса наших детей предполагает понимание того, что волнует нас и как оно влияет на наше поведение. Изучение того, как снизить и успокоить наши эмоции, может помочь нам саморегулировать собственное поведение и привести к меньшей реактивности по отношению к нашим детям, когда они страдают, а также сформировать для них план дальнейшего поведения.

4. Помогите своим детям найти успокаивающие стратегии, которые работают на них.

Нам всем нужны стратегии для снижения напряженности и пополнения нашей энергии. Нет единого подхода, который бы помог всем. Поэтому важно читать знаки своих детей, узнавать их уникальные источники стресса и следить за тем, чтобы их стратегии саморегуляции соответствовали их потребностям.

Помогая своим детям медленно развивать осознание своих внутренних состояний и находить методы расслабления, которые помогут им успокоиться, могут быть невероятно полезными. Обучение детей осознанному дыханию — медленно и с поддержкой — может быть одним из методов, который поможет им повысить свою осведомленность о своей потребности в спокойствии.

Но важно, чтобы успокаивающие методы были восприняты вашими детьми как приятные, не привносящие дополнительного напряжения. Есть много упражнений по расслаблению, которые создают спокойствие, например, йога, прогулки или работа в методе арт-терапии. Поощряйте своих детей экспериментировать с тем, что помогает им больше всего и поддерживайте их в этом.

5. Ориентируйтесь на долгосрочную перспективу.

Когда вы помогаете своим детям находить стратегии саморегуляции, будьте осторожны, чтобы определить различие между «тихим поведением» и «спокойным». Например, ребенок может быть тихим при игре на компьютере или планшете. Но спокоен ли он? Его мозг производит гормоны стресса в невероятном количестве, когда он «занят» и тихо играет в видеоигры. Вы отдыхаете в это время, а он нет. И это ловушка. Цель саморегулирующих стратегий заключается не в том, чтобы сделать вашу жизнь проще в краткосрочной перспективе (ребенок спокойный, когда играет), а, чтобы сделать его жизнь продуктивнее в долгосрочной перспективе, помогая ему справляться со стрессом здоровым успокаивающим способом.

«Неправильное» поведение — это крик о помощи — крик, на который мы, как родители и взрослые, должны отвечать состраданием и пониманием, а не обвинениями или наказанием.

После освоения шагов по саморегуляции ваш ребенок не перестанет вдруг раздражать вас или разочаровывать, но это может помочь предотвратить некоторые ненужные страдания. Когда ваши дети видят, что вы действительно понимаете их и что вы полны решимости делать все возможное, чтобы помочь им, это значительно улучшит ваши отношения с ними, а также их способность справляться с жизненными проблемами.

Статья адаптирована по материалам книги «Саморегуляция» Стюарта Шанкера, доктора философии и психологии, основателя и директора Института саморегулирования.