Ни один из родителей не хочет слышать, что его ребенок — хулиган. Больно думать, что ваш ребенок причиняет вред другим детям. Нарушенное поведение является серьезной проблемой для самого несовершеннолетнего хулигана. Дружеские навыки детей являются важным показателем их общего психического здоровья. Если ваш ребенок, как говорят, участвует в издевательствах, будь то физические или вербальные (словесные), хулиганит, не воспринимает замечания, не понимает страдания сверстников, которые они испытывают из-за него, это может быть признаком серьезного расстройства. Он может испытывать беспокойство или депрессию, переживать серьезную травму или испытывать трудности с регулированием собственных эмоций и поведения.

Почему дети используют буллинг?

Буллинг — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле ребенок оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Психологическая форма буллинга  (травли) — это угрозы, насмешки, клевета, доносительство. Физическая форма буллинга — побои, порча имущества жертвы и другие негативные поведенческие проявления.

Существует множество причин, по которым ребенок с хорошим здоровьем может быть недоброжелательным к другим детям. Вот несколько из них:

— Ребенок хочет вписаться в группу друзей, которые выбирают  своего лидера, причем по определенным критериям поведения.

— Его избивают дома или в школе, и он пытается восстановить чувство собственной силы, действуя агрессивно по отношению к другим.

— Он/она ищет внимания со стороны учителей, родителей или одноклассников и, не добившись успеха другими путями, проявляет себя, как деспот.

— Он по своей природе более настойчив и импульсивен, чем его сверстники.

— У него есть склонность воспринимать поведение других детей, как враждебное, даже если это не так. Причем, замечу, если эту склонность поведения не изменить в детском возрасте, такой ребенок вырастает в подозрительную, злобную личность со всеми вытекающими последствиями в его поведении.

— Он не полностью понимает, как его поведение вредит одноклассникам. Это особенно касается детей младшего возраста.

Разговаривая с вашим ребенком об этом, понимая проблемы с его точки зрения, причины его поведения, того, что происходит, и, направляя его через формирование навыков дружбы в его поведении, вы можете обуздать его поведение и решить проблемы, которые могут привести к серьезным неприятностям.

Вот несколько советов по обеспечению того, чтобы ваш ребенок поддерживал уважительные отношения со своими сверстниками.

Коммуникация. Если вы слышите от учителя или другого родителя, что ваш ребенок является хулиганом, первое, что вам нужно сделать, это поговорить с вашим ребенком о ситуации. Будьте прямы в этом вопросе, но дайте понять, что вы открыты, чтобы услышать сторону вашего ребенка, то есть его историю. Скажите что-то вроде: «Мне позвонили из школы сегодня, и учитель рассказал мне о твоем поведении. Меня это очень беспокоит, и нам нужно поговорить об этом. Пожалуйста, расскажи мне, что случилось».

Разговор о ситуации с вашим ребенком может помочь вам понять, почему он ведет себя агрессивно, и какие шаги необходимо предпринять, чтобы остановить такое поведение.

Всем сторонам (родителям с обеих сторон и школе) важно понять, что помощь нужна не только тем, кто пострадал от хулигана, но и самому зачинщику травли. Ему, прежде всего. Практика показывает, что у такого ребенка невероятно низкая самооценка. Запугивание дает ему власть и контроль над чем-то или кем-то. Обычно, такие ребята рассказывают, что им было приятно быть известными в роли «худший ребенок в школе», а не быть просто замеченным всеми.

Чаще бывало и так, что другие дети, вообще не могли сформулировать, почему они так поступали. На беседе, так вели себя дети в основном начальной школы и дети, которые боролись и не могли преодолеть беспокойство или травму, а также другую проблему психического здоровья.

Если у вас возникли проблемы с тем, чтобы понять, почему ваш ребенок так действует, подумайте о консультациях с детским психологом или семейным терапевтом,  психиатром или детским неврологом, которые имеют большой опыт оценки поведения детей.

Изучив корни сложной ситуаии, вы можете адаптировать свой ответ для ребенка к конкретным проблемам, с которыми он сталкивается в своих социальных взаимодействиях. Обсудите сценарии, которые могут оказаться для него трудными, и провести его через соответствующие ответы, выработав стратегии поведения. Если, например, ваш ребенок сознательно исключает одного из своих одноклассников из социальной деятельности, скажите ему/ей: «Когда кто-то просит поиграть с тобой или пообщаться, ты должен ответить согласием, а не грубостью. Я хочу видеть тебя, включая детей, с которыми ты учишься, доброжелательными, а не мстительными. Мне бы хотелось, чтобы вы использовали только уважительный язык по отношению друг к другу. Начни с себя, а я тебя поддержу».

Дайте ребенку четкие примеры того, как вы ожидаете, чтобы ваш ребенок ответил в той или иной ситуации. Дети способны вполне естественным образом воспринимать то, что им говорят, как необходимо действовать и стремятся сотрудничать с родителями, когда те им пытаются помочь.

Поощряя вашего ребенка стараться взглянуть на своего одноклассника по-другому, который подвергается издевательствам, может быть еще одним полезным способом помочь ему справиться со своим поведением. Спросите своего ребенка: «Можешь ли ты представить ситуации, когда ты сам чувствовал себя опустошенным, подавленным или обиженным, потому что кто-то был груб с тобой? Это то чувство, которое у тебя было тогда, — и  это то же самое чувство, что испытывает твой одноклассник сейчас, потому что вы с ребятами были не добры по отношению к нему».

Посмотрите внутрь своих семейных отношений. Дети, которые подвергаются агрессивным или недобрым взаимодействиям в семье, скорее всего, повторят это поведение в школе. Для родителей важно подумать о том, как их собственное поведение может повлиять на их детей. Для них важно обратить внимание, как они говорят со своими детьми, как они говорят со своими супругами, как они справляются с гневом, — и быть реалистами относительно того, может ли такая модель взаимоотношений смоделировать в ребенке такое же поведение. Если это беспокоит вас, начните стимулировать позитивную домашнюю обстановку, где члены семьи относятся друг к другу с добротой и уважением.

Я знаю семьи, которые, после того, как они узнали о поведении своего сына или дочери, приложили огромные усилия, чтобы их домашняя жизнь отражала адекватные отношения. Отношения, которые, как они хотели, чтобы их ребенок транслировал в школе, в которой учился.  «Мы не допускали разговоров или шуток типа «хулиганских», мы практиковали хорошие манеры, и мы поощряли помощь другим и поддерживали друг друга», — рассказывали родители.

Наказания за недопустимое поведение в школе могут быть эффективными, в отдельных случаях, но они должны быть значимыми и ограниченными по охвату. Если, например, вы узнаете, что ваш подросток нарушил социальные нормы поведения, его действия должны быть немедленно остановлены, отменой привилегий и обращением за помощью к специалисту. Но, в случае менее острых форм проявления нарушенного поведения, ребенок должен иметь возможность вернуть свои привилегии в течение нескольких дней, исправив ситуацию.  Если вы слишком часто и длительно лишаете его привилегий, это может фактически потерять силу для него и его интерес в работе над собой иссякнет. Он просто не будет стараться измениться. Время, в течение, которого ребенок наказан, лишившись привилегий и собственно сами привилегии (их количество), которые значимы для ребенка, должны быть сбалансированы.

Если родители одноклассников вашего ребенка подошли к вам, обвиняя его в хулиганстве, не вставая «в позу», выслушайте их и немедленно сообщите учителям, чтобы они могли следить за его проблемным поведением в школе. Регулярно следуйте рекомендациям учителей и поощряйте ребенка, когда он будет хорошим другом, демонстрируя желательное поведение.

Особенно сложно контролировать нарушенное поведение, потому что это не происходит на виду. Будьте откровенны с ребенком в своих действиях. Он должен знать, что вы будете отслеживать его успешность/неуспешность поведения в школе и за ее пределами, пока он не докажет вам, что он сам сможет справляться со своим проблемным поведением.

Оставайся всегда на связи. В некотором смысле наиболее важным действием, которое вы можете предпринять, является создание открытого канала общения с вашим ребенком о его повседневной жизни, который позволит вам лучше понять признаки нарушенного поведения. Ежедневно спрашивайте у ребенка о ситуации в школе. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил с вами, вы должны пойти и говорить с ним, не жалея для этого времени. Утром спросите своего ребенка, что он запланировал на день. После школы попросите своего ребенка рассказать вам о том, что произошло в этот день, и что не очень-то замечательно в его школьной жизни. Это может быть трудным — начать, но дети, которые регулярно ожидают обмена информацией о своей жизни с родителями, более комфортно продолжают эту традицию и в подростковом возрасте. Для них это становится необходимым,  для того, чтобы получать обратную связь от своих родителей о том, что они делают правильно, и на что стоит обратить внимание.

«Оставаться на связи» со своим ребенком является поддерживающим и ненавязчивым способом влияния на его поведение, ключом к минимизации его агрессии. Говорите со своими детьми, это очень важно в их жизни. Им нужно чувствовать, что вам не все равно, и что вы слышите, что с ними происходит. Наполните их сердца любовью.