Почему мой ребенок застенчивый?

«Быть родителями — самое сложное занятие в мире. На мой взгляд, это настоящее чудо, если родители хорошо справляются со своими обязанностями. А большинство с ними справляются». Итак, возможно, вы действительно совершили какие-то ошибки, которые, может быть, повлияли, а может, и не повлияли на психологическое состояние вашего ребенка, однако не забывайте, что в его жизни существуют и другие факторы, способные сделать его застенчивым. Кроме того, осознав свои ошибки, вы перестанете впредь их совершать. Возможно, вам придется в первую очередь изменить себя. Вам придется усвоить несколько другую манеру общения с людьми в присутствии вашего ребенка в том случае, если вы застенчивы или высокомерны, слишком зависимы от других или же слишком самодостаточны, или же если вы слишком критичны по отношению к другим людям. А возможно, вам придется изменить атмосферу в доме в целом, чтобы она не способствовала развитию застенчивости у ребенка. Речь идет об определенных переменах в поведении вашего супруга или супруги, людей, которые часто навещают вас, а может быть, и других детях. Застенчивость нельзя, подобно нарушениям слуха, вылечить быстро путем физического вмешательства. Застенчивость, как и нарушения двигательной активности, требует структурных изменений условий жизни.

Необходимо приложить все усилия, чтобы дети чувствовали свою значимость и понимали, что их ценят и уважают. Застенчивым детям нужно позволять мыслить настоящим, вместо того, чтобы подавлять их ожиданием будущего. Они и так думают слишком много, а действуют слишком мало. Задумавшись, учителя и родители будут вынуждены признать, что во многих случаях своими словами («Кем ты станешь, когда вырастешь?»), своими действиями и наглядным примером они превозносят будущее и попирают настоящее. Но также им придется признать и цену, которую платят за это их застенчивые дети.

Какими могут быть рекомендации для родителей застенчивых детей?

• Не называйте в разговоре с учителем (и с другими людьми) своего ребенка «застенчивым» или «неуверенным в себе». Вместо этого попробуйте охарактеризовать его с помощью таких выражений: осторожный, вдумчивый, вежливый, чуткий к мнениям других людей. Тихий ребенок может стать благодарным слушателем — настоящий клад для любого собеседника. Будьте примером для подражания: всегда внимательно выслушивайте своего ребенка. При этом примите «позу внимательного слушателя»: слегка наклонитесь в сторону собеседника. Большую часть времени смотрите собеседнику в глаза, иногда отводя взгляд, как будто вы обдумываете только что услышанное. Не прерывая собеседника, делайте одобрительные жесты, кивки, произносите одобрительное «хм», «надо же», «интересно» или (в зависимости от контекста) «с ума сойти». Хорошие слушатели часто повторяют услышанные слова, несколько перефразируя их, чтобы убедиться, что они все верно поняли, подводят некий итог услышанному, задают вопросы по ходу повествования, чтобы убедить собеседника в своей внимательности и побуждают собеседника к продолжению рассказа. И наконец, хороший собеседник всегда завершит беседу комплиментом: «Мне действительно было интересно узнать, что ты об этом думаешь». Даже ученика начальной школы можно научить быть внимательным слушателем и с годами совершенствовать навыки хорошего собеседника.

• Научите ребенка говорить приятные вещи в адрес учителя. Комплимент раз в неделю растопит сердце любого учителя. «Время на ваших уроках пролетает незаметно, потому что вы много смеетесь вместе с нами». «Мне так нравится слушать, как вы читаете нам рассказы». Расспросите ребенка о том, что ему больше всего нравится в его учительнице, как она выглядит, об ее повадках, манерах поведения, о том, что она говорит и делает на уроках. Затем облеките это в форму комплимента. Пусть ребенок сначала потренируется на вас, а потом в подходящий момент скажет его учительнице, когда они будут наедине.

• Безусловно, всем нравится выслушивать искренние комплименты в свой адрес. И также безусловно, что комплиментов в нашей жизни слишком мало. Говорите приятные слова своему ребенку при каждом удобном случае и поощряйте, чтобы он тоже говорил комплименты окружающим: «Софи, какой у тебя красивый рисунок!», «Денис, у тебя отличный галстук!», «Тина лучше всех танцует в балетной группе». И конечно же на детский комплимент самым простым и уместным ответом будет обычное «спасибо».

• Решите, хотите или вы, чтобы вашего ребенка подвергали публичному наказанию? Если нет — прямо объявите учителю и директору школы о своем решении, лучше — в письменной форме. Или же, по крайней мере, сразу оговорите условия возможного наказания: например, не публично, только после нескольких замечаний и только после объяснения причины наказания. Существует множество альтернатив физическому наказанию. Среди них — лишение привилегий, беседы наедине, классные обсуждения допустимых норм поведения на занятиях, общая ответственность за дисциплину. Однако любые проблемы дисциплинарного характера испаряются при внимательном отношении учителя — или родителей. Кроме того, их можно сократить, составив увлекательную программу занятий и свод разумных правил поведения. Необходимость наказания отражает неумение взрослых создать благоприятные условия для нормального развития ребенка.

• Мы не упомянули еще одну причину, по которой публичное и физическое наказание недопустимо не только в школе, но и дома. Когда вы бьете своего ребенка, вы тем самым признаете, что управлять его поведением с помощью системы позитивных стимулов и поощрений не можете. Ребенок, испытывающий страх перед родителями, теряет доверие к людям, облеченным властью и авторитетом, —свойство застенчивого и робкого человека, в котором формируется скрытая агрессия. — По материалам книги Филипп Зимбардо «Застенчивый ребенок».