Когда ребенок — даже совсем маленький — меняется и становится агрессивным, он может представлять серьезную проблему для себя и других, включая родителей, братьев и сестер.
Разрушительное поведение детей, у которых есть проблемы с собственными эмоциями причиняет боль родителям. Очень часто такие дети могут терять контроль и направляют свои страдания и агрессивное поведение на тех, кто оказался поблизости. Они кричат, бросают различные предметы, дерутся или кусаются. Такое проявление эмоций может быть ужасным, стрессовым опытом для вас и вашего ребенка. Дети часто потом жалеют, когда они приходят в себя и успокаиваются.
Так что же вам делать?
Полезно сначала понять, что поведение вашего ребенка и ваше, в том числе, — это общение. Ребенок, который настолько травмирован, набрасывается на окружающих, является бедственным ребенком. У него нет навыков управлять своими чувствами и выражать их более зрелым способом. У него может не хватать языка или импульсного контроля, или способности решать проблемы более спокойно.
Иногда родители видят такое взрывное поведение как манипулятивное и стараются его игнорировать. Но дети, которые срываются, обычно неспособны справиться с расстройством или гневом более эффективным способом — скажем, путем разговора или выяснения того, как достичь того, чего они хотят.
И, тем не менее, то, как вы реагируете, когда ребенок устраивает истерику, кусается, кричит, набрасывается на других, влияет на то, будет ли он продолжать реагировать на дистресс таким же образом или будет учиться лучим способам справляться с эмоциями.
Некоторые общие рекомендации:
Успокойтесь. Столкнувшись с бушующим ребенком, легко почувствовать себя неконтролируемым и позволить себе сорваться на него. Но когда вы кричите, у вас меньше шансов достучаться до него. Вместо этого вы только сделаете его более агрессивным и неуправляемым в своих эмоциях. Как бы это ни было сложно, если вы можете сохранять спокойствие и контролировать свои собственные эмоции, вы можете стать образцом для своего ребенка и научить его делать то же самое.
Не поддавайтесь. Не поощряйте его продолжать это поведение, соглашаясь с тем, что он требует, чтобы остановить его, даже если вы ловите на себе «осуждающие» взгляды.
Хвалите соответствующее поведение. Когда он успокоился, хвалите его за то, что он смог собраться и взять свои эмоции под контроль. И когда он старается выразить свои чувства, пытаясь объяснить их вам спокойно или попытаться найти компромисс в области разногласий, хвалите его за эти усилия.
Помогите ему практиковать навыки решения проблем. Когда ваш ребенок не расстроен, это как раз то время, чтобы помочь ему попробовать рассказать о своих чувствах и придумать варианты решения конфликтов, прежде чем они перерастут в агрессивные вспышки. Вы можете спросить его, как он себя чувствует в эти периоды, и как он представляет то, как именно вы сможете вместе с ним решить эту проблему.
Тайм-ауты и системы вознаграждения. Тайм-ауты для изменения неправильного поведения могут хорошо работать с детьми младше 7 или 8 лет. Если ребенок уже вырос для тайм-аутов, вы можете перейти к системе позитивного подкрепления для соответствующего положительного поведения или к жетонной системе, то есть к чему-то, что он выберет сам.
Избегайте срабатывания. Доктор Васко Лопес, клинический психолог, говорит, что большинство детей, которые часто сталкиваются с кризисом, делают это в очень предсказуемое время, например, во время домашней работы, во время подготовки ко сну или, когда пришло время прекращения игры. Триггер обычно срабатывает тогда, когда ребенка просят сделать что-то, что ему не нравится, или прекратить делать то, что ему нравится. Предупреждения о времени («мы собираемся через 10 минут», то есть уже скоро или почти сейчас), разбивание задачи на одноэтапные направления («во-первых, надень обувь, потом …»), позволят подготовить вашего ребенка к ситуациям, для него, неприятным, но необходимым, и помогут избежать кризисов в отношениях между вами.
Это что за истерика?
То, как вы реагируете на истерику, также зависит от тяжести ее проявления. Первое правило, когда истерики еще не наносят вред окружающим и не носят хронический харакер, вы должны их останавливать сразу же, как только они проявляются в поведении ребенка, например, обращая внимание ребенка на его поведение, говоря ему мягко, но с подчеркнутым удивлением: «это что за истерика?!». Таким образом вы устанавливаете границы нежелательного поведения., за которыми это поведение не должно распространяться.
Когда ребенок становится физически неуправляемым, такое поведение считается запущенным, а в более сложных случаях – нарушенным. Игнорирование истерик в этой ситуации не рекомендуется, так как это может нанести вред другим, а также вашему ребенку. В этой ситуации нужно вывести ребенка, например, из магазина или других социальных объектов (даже если вы запланировали провести там весь выходной) и побыть вместе с ним в безопасной среде, которая не позволит ему навредить себе и другим. В более экстремальных ситуациях лучше вызвать скорую.
Что это дает вашему ребенку? Немедленное и последовательное понимание следствия его агрессии, и он постепенно начинает осознавать к чему приводит его поведение.
Помощь в поведенческих методах
Если ваш ребенок не меняется и его поведение продолжает оставаться агрессивным, таким, что оно пугает вас и нарушает жизнь вашей семи — важно получить какую-то профессиональную помощь. Существует хорошая поведенческая терапия, которая может помочь вам и вашему ребенку преодолеть агрессию, снять стресс и улучшить ваши отношения. Вы можете научиться методам более эффективного управления своим поведением, и он может научиться обуздать разрушительное поведение и наслаждаться более позитивными отношениями с вами. Вы же, в свою очередь, обращаясь за помощью, должны осознать, насколько в вашем поведении проявляются нотки агрессии? В голосе, когда вы говорите по телефону или лично, в движениях, когда общаетесь, в мимике. И когда вы это примите, можно работать и над собой.
Терапия взаимодействия родителей и детей.
Такая терапия очень помогает детям в возрасте от 2 до 7 лет. Родитель и ребенок работают вместе с помощью набора упражнений, в то время как психолог обучает родителей, подсказывая им варианты желательного взаимодействия. Родители узнают, как уделять больше внимания позитивному поведению своего ребенка, игнорировать незначительные проступки и устанавливать последовательные границы для негативного и агрессивного поведения, при этом сохраняя спокойствие. В такой терапии психолог больше работает с родителем. Поэтому иллюзий на счет того, что ребенка можно завести в кабинет и получить его обратно изменившимся по щелчку пальцев, а самому при этом посидеть и послушать за дверью, родителям лучше не питать. Им предстоит серьезная работа над собой, прежде всего.
Совместные и упреждающие решения.
Иногда взрывное или разрушительное поведение является результатом навыков отставания, а не, скажем, попыткой привлечь внимание или изучить пределы дозволенного или пределы родительского терпения. Суть вашей работы состоит в том, чтобы научить детей навыкам, которых им не хватает, чтобы лучше реагировать на ситуацию, чем бросаться в истерику.
Выяснение момента взрывного поведения.
Расстройства поведения особенно заметны, когда они происходят намного чаще, чем казалось раньше, протекают более интенсивно или, дебютируют в том возрасте, в котором они могли бы себя проявить, но не так часто – например, бесконечные двойки за поведение в подростковом возрасте. По мере взросления ребенка агрессия становится все более и более опасной для вас и для других. И это может стать большой проблемой для него в школе и для друзей. Поэтому обращайте на поведение вашего ребенка уже сейчас.
Если у вашего ребенка уже наблюдались признаки разрушительного поведения, не игнорируйте тот факт, что это может быть из-за какой-либо основной проблемы, требующей лечения. Некоторые возможные причины агрессивного поведения включают:
— СДВГ: дети с СДВГ легко расстраиваются, особенно в определенных ситуациях, например, когда они должны делать домашние задания или ложиться спать.
— Беспокойство : тревожный ребенок может держать свои заботы в секрете, а затем сорваться, когда требования в школе или дома оказывают давление на него, с которым он не справляется. Часто ребенок, который сдерживает свои эмоции в школе, теряет контроль с одним или обоими родителями. В таких ситуациях мамы, если подобное поведения случалось в присутствии отцов, стараются направить к психологу именно мужей, чтобы их «поучили», как вести себя с ребенком. И здесь родители должны понимать, что рекомендации специалистов касаются всей семьи, не исключая никого.
— Недиагностированное отставание в развитии: когда ваш ребенок регулярно проявляет разрушительное поведение в школе или во время выполнения домашней работы, это может являться проявлением неспособности интеллектуально справляться со школьной программой. В этом случает необходимо помощь целого ряда специалистов. Обычно учителя обращают внимания родителей на это и просят пройти медицинское обследование. Не игнорируйте их рекомендации.
— Проблемы сенсорной обработки: у некоторых детей отмечаются проблемы с обработкой информации, которую они воспринимают через свои чувства. Такие вещи, как слишком много шума, толпы ребят в школе или людей в магазинах и даже «колючая» одежда, могут сделать их тревожными, неуправляемыми или перегруженными. Это может привести к действиям со стороны ребенка, которые оставят вас в недоумении, включая агрессию.
— Аутизм: аутичные дети во всех точках социального взаимодействия часто склонны к проявлению острого кризисного поведения, когда они расстроены или сталкиваются с неожиданными изменениями. У них также часто возникают сенсорные проблемы, которые заставляют их беспокоиться и волноваться.
Учитывая, что существует множество возможных причин эмоциональных вспышек и агрессии, точный диагноз является ключом к получению необходимой вам помощи. Вы можете начать с вашего педиатра. Он может исключить или подтвердить медицинские причины, а затем обратиться к более узкому специалисту, например, к неврологу. Затем, обученный в области детской и возрастной психологии, опытный детский психолог или психиатр может помочь определить, какие именно, если таковые имеются, причины, лежат в основе проблем поведения вашего ребенка.
Когда поведенческих планов недостаточно.
Профессионалы согласны, чем младше ребенок, тем успешнее проходит поведенческая коррекция. Но как насчет детей старшего возраста или очень маленьких детей, которые настолько опасны для себя и для других, что поведенческие методы недостаточны, чтобы помогать им, а также сохранить окружающих в безопасности.
— В этом случае необходим наблюдение у специалистов медицинского профиля. Терапия основных состояний, таких как СДВГ и тревожных расстройств, могут сделать вашего ребенка более социально доступным и обучаемым. Дети же с экстремальными проблемами поведения часто находятся под длительным наблюдением и проходят регулярные обследования. Дополнительными методами являются поведенческая коррекция и коррекция эмоционально-волевой сферы.
— Психообразование и группы поддержки. Родительская подготовка может, по сути, включать в себя изучение способов использования безопасных методов воспитания вашего ребенка, чтобы вы могли не только избавиться от агрессивного или тревожно-разрушительного поведения вашего ебенка, но и от вреда, которое оно приносит.
— Взрывоопасным детям нужны спокойные, уверенные родители. Все это может быть очень сложной задачей для родителей — научиться обращаться с агрессивным или тревожно-агрессивным ребенком, используя поведенческий подход. Но для многих детей ваша работа может иметь большое значение. Родители, уверенные, спокойные и последовательные, могут очень успешно помогать детям развивать навыки, необходимые им для регулирования своего поведения.
Вам потребуется больше терпения и желания попробовать разные методы, чем вы, возможно, уже использовали с типично развивающимся младшим или старшим ребенком. Но когда результат приведет к более лучшим отношениям между вами и счастливым моментам в семье, это того стоит.